Оборудование для диагностики впрыска топлива
Далее система бортовой диагностики должна обеспечить возможность считывания сохраненной в памяти контроллера более полной информации об этой неисправности. Для этого в системе предусмотрен канал обмена данными с диагностическим оборудованием. После подключения диагностического тестера к колодке диагностики системы между контроллером и тестером происходит обмен по специальному диагностическому протоколу. Рассмотрим этот протокол как средство проведения диагностики работы системы управления двигателем.Оборудование для диагностики впрыска Под термином диагностическое оборудование, или тестер, мы будем понимать специализированный прибор или персональный компьютер с программой для проведения диагностических работ на автомобилях с электронной системой управления двигателем. Многим, наверное, известны такие тестеры и программы, поэтому не будем упоминать их конкретные типы и названия. Все современные контроллеры автомобилей ВАЗ работают с диагностическим оборудованием по протоколу KWP2000 (Keyword Protocol 2000). Этот протокол является международным стандартом (ISO 14230), и его используют во многих системах импортных автомобилей. Сразу заметим, что стандарт определяет только способ общения между оборудованием и контроллером, а сама информация (таблицы параметров, определенные производителем коды неисправностей системы, перечень тестируемых исполнительных устройств системы и т. д.) может быть различной. Поэтому оборудование для диагностики не является универсальным.С помощью диагностического протокола обмена данными диагностическое оборудование может выполнять следующие функции, необходимые при проведении диагностики работы двигателя:1. Получение информации о системе, двигателе и автомобиле (паспортные данные): идентификационный номер автомобиля (VIN), версия и номер программного обеспечения (ПО) контроллера, дата подготовки ПО, тип двигателя и системы управления, номер для заказа запасных частей и т. д. Это позволяет получить информацию, не заглядывая под капот.2. Получение информации о значениях основных параметров работы системы.Контроллер передает тестеру таблицу значений текущих параметров работы системы, а тестер отображает их на дисплее. Значения отображаются в физических величинах или в виде графиков изменения во времени. Список параметров определяется на стадии проектирования системы и, по мнению разработчиков, является достаточным для проведения диагностических работ в условиях автосервиса. Типовой набор параметров следующий: температура охлаждающей жидкости, напряжение бортовой сети, скорость вращения коленвала двигателя, положение дроссельной заслонки, нагрузка (масса воздуха) двигателя, угол опережения зажигания, параметры регулирования состава топливовоздушной смеси, параметры регулирования холостого хода и т. д. Понятно, что нельзя предлагать один и тот же список параметров для различных систем с различной конфигурацией. Даже системы с одинаковым контроллером, но выполняющие разные функции (Eвро-2 и Евро-3) будут иметь разные списки параметров.Кроме значений параметров тестер может получить от контроллера значения напряжения сигналов с датчиков системы (в зависимости от конфигурации системы список датчиков тоже будет разный). Анализируя значения текущих параметров, можно выявить неисправности в работе системы, которые не определяются функциями самодиагностики. Например, значение температуры охлаждающей жидкости, полученное тестером, равно 30оC, а указатель температуры панели приборов уже подходит к красной зоне - это указывает на неверную работу датчика температуры системы. Или значение положения дроссельной заслонки равно 5%, а педаль акселератора полностью отпущена - в этом случае или неисправен датчик положения дроссельной заслонки, или есть проблемы в механической части привода дросселя. В руководстве по ремонту автомобилей с электронными системами управления двигателем существуют карты проведения диагностики, где описана последовательность действий для обнаружения неисправностей с использованием диагностического оборудования.3. Получение информации из памяти контроллера о неисправностях в работе системы.Мы уже говорили о том, что в памяти ошибок контроллера хранится следующая информация: код ошибки, статус-флаги и Freeze Frame. Рассмотрим эту информацию более подробно.Код ошибки. Каждая неисправность системы кодируется согласно международному стандарту SAE J2012 пятисимвольным кодом. Например, P0122. Первая буква P показывает, что ошибка относится к системе управления двигателем. Следующий символ 0 показывает, что эта ошибка определена стандартом (может быть и 2). Для ошибок, не вошедших в стандарт, а определенных производителем, этот символ будет 1 или 3. Следующая комбинация символов 12 указывает на датчик положения дроссельной заслонки. Последний символ показывает тип ошибки, в нашем случае 2 - это низкий уровень сигнала с датчика.Cтатус-флаги. Это дополнительная информация об ошибке. Они показывают, как обстоят дела с этой неисправностью в настоящий момент: активная или нет, случайная или постоянная, ведет к зажиганию диагностической лампы или нет, влияет на увеличение токсичности или нет... Для разных контроллеров существует разный набор статус-флагов. Контроллеры МР70 и М7.9.7, кроме этого, могут сообщать тестеру дополнительно, сколько раз возникала неисправность, время после сброса контроллера и до трех значений параметров работы системы в момент фиксирования ошибки.Freeze Frame. Это зафиксированный (замороженный) на момент возникновения неисправности список значений параметров системы. Исследуя эти значения, можно определить, когда (при какой температуре, скорости вращения коленвала, нагрузке, скорости автомобиля и т. д.) возникла неисправность. Это поможет выяснить причину возникновения ошибки. Вообще, Freeze Frame - это стандартный список параметров, значения которых должны фиксироваться, но производители систем управления или автомобилей вправе выбрать из этого списка свой набор. Пока в системах управления двигателем автомобилей BAЗ только контроллеры МР70 и М7.9.7 поддерживают в своих реализациях диагностического протокола KWP2000 режим считывания параметров Freeze Frame.По команде с диагностического тестера можно очистить память хранения ошибок контроллера.4. Запуск тестов проверки исполнительных устройств системы.При проведении диагностических работ часто возникает необходимость проверки работоспособности исполнительных устройств системы. В этом случае тестер подает команду на включение или выключение (изменение состояния) устройства. Например, при измерении баланса форсунок перед каждым измерением необходимо наличие рабочего давления в топливной системе (периодически нужно включать электробензонасос). Включение реле бензонасоса можно производить с помощью тестера, не изменяя электрическую схему жгута проводов системы. С помощью диагностического оборудования можно проверить работоспособность всех реле системы, форсунок, модуля зажигания и клапана продувки адсорбера. Кроме того, можно управлять регулятором холостого хода (задать положение регулятора или желаемые обороты холостого хода) и провести регулировку состава смеси (регулировку СО) для систем без обратной связи по датчику кислорода.5. Другие сервисные функции. К ним относятся сброс контроллера - обычный и с начальной инициализацией параметров. При обычном сбросе осуществляется переход работы программы контроллера в начало (как при включении питания), а сброс с инициализацией еще и переводит значения параметров адаптации работы системы (хранятся в энергонезависимом ОЗУ) в исходное состояние, которое определяется при производстве контроллера.Следует упомянуть (это не относится к диагностике), что протокол дает возможность записать в память контроллера идентификационные данные системы и автомобиля. Они записываются на специальном оборудовании при производстве автомобиля. Многие зарубежные фирмы в конце линии сборки автомобилей не только заносят в память контроллера идентификационные данные, но и программируют контроллер под нужную конфигурацию системы. Таким образом, диагностический протокол является важной частью в системе управления двигателем. amastercar.ru